В соответствии с «Законом об образовании» существуют следующие формы получения образования – очная, очно–заочная (вечерняя), заочная и экстернат.
Однако в связи с интенсивным развитием информационных технологий и их широким внедрением в систему профессионального образования при рассмотрении данной темы целесообразно остановиться на рассмотрении использования дистанционных технологий в системе высшего профессионального образования.
Примерно в начале 90-х годов многие вузы страны приступили к реализации новой образовательной программы "Развитие дистанционного образования". Эта программа базировалась на многолетнем опыте и традициях заочного обучения (опыт методического обеспечения учебного процесса, контроля знаний, организации самостоятельной работы и т.д.), как в Российской Федерации, а также на новациях ряда зарубежных стран в области дистанционного образования (использования новых технологий в образовании – информационных технологий).
Дистанционное Образование - это синтетическая, интегральная форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые используются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, организации диалогового обмена между преподавателем и обучающимися, когда процесс обучения независим от времени и пространства.
К особенностям организации Дистанционного Образования можно отнести следующие:
Гибкость. Обучающиеся, в основном, не посещают занятий в виде лекций, семинаров. Каждый обучающийся осваивает материал самостоятельно и в «идеальном варианте» может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной специальности.
Модульность. В основу программ ДО закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.
Параллельность. Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. "без отрыва от производства".
Дальнодействие. Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.
Асинхронность. Здесь подразумевается тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый могут реализовывать технологию обучения и учения независимо от времени, т.е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе.
Охват. Эту особенность иногда называют "массовостью". Количество обучающихся в СДО не является критичным параметром. Они имеют доступ ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных и т.д.), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сети связи или с помощью других средств ИТ.
Преподаватель в системе ДО. Речь идет о новой роли преподавателя (в СДО - тьютора), когда на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование, руководство учебными проектами и т.д. Взаимодействие с обучающимися может осуществлятся асинхронно с помощью почты или систем связи. Допускаются и приветствуются также и очные контакты.
Обучающийся. Точнее, новая роль обучающегося или, как более принято в системе ДО, слушателя. Для того чтобы пройти ДО, от слушателя требуется исключительная мотивированность, самоорганизация, трудолюбие и определенный стартовый уровень образования.
НИТ (Новые информационные технологии). В СДО используются, преимущественно, НИТ (компьютеры, аудио-видео техника, системы и средства телекоммуникаций и др.).
Хотелось бы немного остановиться на Мотивации. В любой системе получения образования она играет значительную роль, поскольку при ее отсутствии теряется смысл в получении образования вообще (да и не только образования, поскольку всякая деятельность должна быть мотивированной). В системе ДО роль мотивации усиливается за счет увеличения количества самостоятельной работы, необходимой слушателю для освоения учебного материала, его поиска и обработки.
Развитие системы дистанционного образования стало предметом внимания Министерства общего и профессионального образования РФ.
Приказом Минобразования России № 2296 от 17 ноября 1997 года был создан Межвузовский центр дистанционного образования (МЦДО) на базе Московского государственного университета экономики, статистики и информатики с функциями головного межотраслевого научно-методического и информационно-аналитического учреждения в системе дистанционного образования Российской Федерации. Этим же приказом было утверждено Положение о Межвузовском центре дистанционного образования.
В процессе развития дистанционных технологий были развиты следующие образовательные технологии - кейсовая технология, Интернет-технология (сетевая технология), телекоммуникационная технология. Допускается сочетание основных видов технологий.
Как отмечалось выше, целью использования дистанционных технологий является предоставление обучающимся непосредственно по месту жительства или временного их пребывания возможности освоения основных и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования (далее - образовательные программы) соответственно в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования (далее - образовательные учреждения).
Образовательный процесс с использованием дистанционных технологий может осуществляться образовательным учреждением по очной, очно-заочной (вечерней), заочной формам получения образования, в форме экстерната или при сочетании указанных форм.
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации проводятся с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.
Образовательное учреждение может осуществлять учебный процесс как самостоятельно, так и через сеть своих обособленных структурных подразделений - филиалов и представительств.
Образовательное учреждение может реализовать одну или несколько образовательных программ с использованием в частичном или полном объеме дистанционных технологий. По отдельным направлениям (специальностям) и профилям программ дополнительного профессионального образования может вводиться ограничение на их освоение с использованием в полном объеме дистанционного обучения.
Образовательные программы признаются реализуемыми с использованием в полном объеме дистанционного обучения в том случае, если не менее 70% объема часов учебного плана обучающиеся осваивают посредством дистанционных образовательных технологий. При этом для образовательных программ высшего и среднего профессионального образования посредством дистанционных образовательных технологий реализуется не менее 80% объема часов общих гуманитарных и социально-экономических, математических и общих естественнонаучных дисциплин.
Организация учебного процесса по очной форме получения образования с использованием в полном объеме дистанционного обучения допускается с учетом установленных требований к организации учебного процесса по данной форме получения образования.
Наряду с традиционными информационными ресурсами для обеспечения процесса дистанционного обучения используются следующие средства дистанционного обучения: специализированные учебники с мультимедийными сопровождениями, электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-тестирующие комплекты, учебные видеофильмы, аудиозаписи, иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникационным каналам связи.
В качестве основного информационного ресурса в учебном процессе используются методически (дидактически) проработанные информационные базы данных дистанционного обучения, обеспечивающие современный уровень требований на момент их использования, по своему объему и содержанию соответствующие требованиям государственных образовательных стандартов основных образовательных программ определенного уровня или требованиям к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ.
База данных дистанционного обучения включает в виде изданий на различных типах носителей фонд основной учебной и учебно-методической литературы; фонд периодических изданий, укомплектованный отраслевыми изданиями, соответствующими профилям подготовки кадров, справочно-библиографическими, а также массовыми центральными и местными общественно-политическими изданиями; фонд научной литературы, представленный монографиями и периодическими научными изданиями по профилю каждой образовательной программы.
При дистанционном обучении образовательное учреждение должно обеспечивать каждому обучающемуся возможность доступа к средствам дистанционного обучения и основному информационному ресурсу в объеме часов учебного плана, необходимых для освоения соответствующей образовательной программы или ее части.
С целью обеспечения доступа обучающихся к базам данных дистанционного обучения, иным средствам дистанционного обучения в базовом образовательном учреждении, филиалах, представительствах и индивидуально образовательное учреждение использует средства телекоммуникации.
При отсутствии необходимых аппаратно-программных средств у обучающегося индивидуально образовательное учреждение может предоставлять ему эти средства на условиях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.
При дистанционном обучении образовательное учреждение осуществляет научную и учебно-методическую помощь обучающимся через консультации квалифицированных преподавателей с использованием средств телекоммуникации.
Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся осуществляются образовательным учреждением или традиционными методами, или с использованием электронных средств (электронное тестирование и пр.), обеспечивающих идентификацию личности. Обязательная итоговая аттестация выпускников осуществляется традиционными методами.
Профессорско-преподавательский и преподавательский состав, существляющий дистанционное обучение, может состоять из педагогических работников образовательного учреждения, его филиалов, проживающих в различных городах и населенных пунктах, объединенных организационно и методически средствами телекоммуникаций, ведущих образовательный процесс в филиалах и осуществляющих консультации, текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся по заочной форме обучения в представительствах в сетевом режиме с использованием телекоммуникационных и иных средств, независимо от места нахождения педагогических работников.
Образовательное учреждение может по одной или нескольким реализуемым им образовательным программам организовать образовательный процесс с использованием в полном объеме дистанционного обучения в сети своих филиалов и осуществлять консультации, текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся по заочной форме обучения в представительствах, обеспечив единство образовательного процесса.
Для подтверждения возможности реализации одной или нескольких образовательных программ с использованием в полном объеме дистанционного обучения образовательное учреждение может обратиться в Минобразование России с заявлением о проведении проверки такой готовности в соответствии со следующими и иными требованиями настоящей методики:
наличие электронных учебно-методических комплексов по каждой учебной дисциплине либо специальных кейсов (индивидуальных комплектов учебно-методических материалов с использованием мультимедийных средств);
наличие специальной корпоративной информационной системы документооборота (в т.ч. электронного), полностью обеспечивающей администрирование образовательного процесса;
наличие преподавателей, специально подготовленных для работы в новой информационно-образовательной среде;
наличие специальных (в т.ч. электронных) форм проверки знаний обучающихся.
В этом случае объем требований, предъявляемых к образовательным учреждениям, при проведении проверки и порядок ее проведения устанавливаются Минобразованием России с учетом типа образовательного учреждения и особенностей используемой дистанционной образовательной технологии.
При организации проверки целесообразно участие государственных органов управления образованием субъектов Российской Федерации, а для образовательных учреждений дополнительного профессионального образования - также федеральных ведомственных органов управления образованием, в ведении которых находятся образовательные учреждения.
При организации дистанционного обучения целесообразно учет результатов учебного процесса и внутреннее делопроизводство вести в электронном виде.
Образовательное учреждение может обеспечивать полный объем аудиторной нагрузки обучающегося по каждому направлению (специальности) подготовки с применением занятий, имеющих дидактическое обеспечение для их проведения в телевизионных, компьютерных, сетевых и других средах.
При этом все обучающиеся должны обеспечиваться учебными рабочими местами, оснащенными для дистанционного обучения с учетом сменности.
Оснащенные учебные рабочие места обеспечивают обучающимся возможность доступа к средствам дистанционного обучения и основным информационным ресурсам.
Для проведения предусмотренных учебным планом лабораторных и практических занятий образовательное учреждение предоставляет обучающимся возможность участия в этих занятиях реально, либо с применением дистанционного обучения (виртуальная лабораторная работа или работа в лаборатории удаленного доступа).
В зависимости от принятой дистанционной образовательной технологии образовательному учреждению необходимо располагать набором специально оборудованных помещений, обеспечивающих проведение образовательного процесса по всем дисциплинам в соответствии с государственными образовательными стандартами.
Все помещения и рабочие места должны соответствовать установленным требованиям.
Образовательному учреждению рекомендуется организовывать профессиональную переподготовку или повышение квалификации: профессорско-преподавательского состава - для преподавания в новой информационно-образовательной среде, преподавателей и учебно-вспомогательного персонала - для работы с дистанционной образовательной технологией в филиалах и представительствах, с объёмом обучения не менее 72 часов и контроль за качеством обучения.
Для образовательного учреждения (филиала), реализующего образовательные программы с использованием в полном объеме дистанционного обучения, предельная численность контингента обучающихся рассчитывается и фиксируется в лицензии образовательного учреждения с учетом применяемой дистанционной образовательной технологии.
Следует остановиться на технологиях используемых при дистанционном обучении. Наиболее широко в настоящее время используются "кейс"-технологий и сетевые технологии.
• «КЕЙС»-технология
Если учащийся обучается по какой-либо учебной программе, то он получает портфель ("кейс") с учебно-практическими пособиями по каждой дисциплине, входящей в учебную программу.
Процесс обучения включает в себя самостоятельное изучение учебного материала под руководством тьютора и выполнение контрольных заданий в виде тестов по каждому разделу УПП.
Продолжительность обучения по одному учебному курсу зависит от количества учебных часов, предусмотренных учебным планом на изучение данного курса.
Процесс обучения может начинается вводным однодневным семинаром по соответствующему учебному курсу.
Очные встречи с тьютором происходят с установленной периодичностью. В период самостоятельного изучения обучающийся может консультироваться с тьютором с помощью различных средств коммуникации.
Общее количество часов очных занятий по одному учебному курсу зависит от объема УПП по данному курсу и количества обучаемых в группе.
По окончании изучения каждого из разделов УПП учащийся должен самостоятельно выполнить комплексное задание в виде тестов (форма тестов может быть самая различная).
Процесс изучения каждого раздела может заканчивается итоговым семинаром.
По окончании изучения всех разделов курса учащийся допускается к экзамену.
К экзамену допускаются учащиеся, имеющие положительные оценки по тестам всех разделов курса.
Экзамен может проводится в устной форме с оформлением соответствующих документов.
В случае неудовлетворительной оценки, учащийся может либо пересдать экзамен либо пройти повторный курс обучения.
• Сетевая технология
Особенность сетевой технологии заключается в том, что обучение происходит с использованием телекоммуникаций, в сети ИНТЕРНЕТ и e-mail.
Процесс обучения включает в себя самостоятельное изучение учебного материала в сетевой электронной библиотеке и выполнение контрольных заданий в виде тестов по каждому разделу УПП.
Обучающийся по сетевой технологии задает тьютору вопросы по каждому разделу УПП. Вопрос отсылается по электронной почте.
По окончании изучения каждого из разделов УПП, учащийся должен самостоятельно выполнить комплексное задание в виде теста и выслать его по электронной почте. Тест по каждому разделу специально разработан и может включать в себя различное количество вопросов. Система оценки определяется вузом. Если тест состоит из 10 вопросов, то он может оцениваеться по 10-ти балльной системе. Положительной оценкой может считается оценка от 7 баллов и выше.
По окончании изучения всех разделов курса учащийся допускается к экзамену. К экзамену допускаются учащиеся, имеющие положительные оценки по тестам всех разделов курса.
Экзамен может проводится в устной форме.
Так же экзамен может проводиться в письменной форме. В этом случае экзаменационный билет может содержать различноке количество вопросов, включая задачи.
Обучающиеся по программам высшего и среднего специального образования (независимо от технологии обучения) должны выполнить курсовые работы (от одной до трех в зависимости от программы обучения) по дисциплинам, определенным учебным планом по соответствующей специальности. Для выполнения курсовой работы обучающемуся выдаются методические указания. Обучение по программам высшего, среднего специального образования, профессиональной подготовки и переподготовки заканчивается итоговой аттестацией. В зависимости от программы обучения и уровня образования, для итоговой аттестации обучающийся должен либо выполнить итоговую аттестационную работу, либо сдать Государственный экзамен по соответствующей дисциплине. После положительного решения Государственной аттестационной комиссии, обучающемуся выдается документ об образовании государственного образца, соответствующий той программе подготовки, которую он завершил.
ДО – дистационное обучение
СДО – система дистационного обучения
|